?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Славные "Огоньковские" традиции. Перестроечный "Огонек" отличался от постреволюционного "Огонька" только красочным оформлением страниц.




Огонек, № 4, 1918

Итак, в Севастополе убили всех, кто

  • имел сытый вид

  • жил на Нахимовском проспекте

  • жил на Екатерининской улице

  • имел прислугу

  • имел рояль или пианино

  • имел книги

  • писал письма

  • был толстым

А в Феодосии был открыт рынок рабов
Если историю нельзя писать пером, ее следует писать штыком

Рейтинг блогов
Рейтинг блогов
Рейтинг блогов

Последние записи в журнале

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 25 комментариев — Оставить комментарий )
eugine74
14 окт, 2018 11:22 (UTC)
П - преемственность...
Slava Kalashnikov
14 окт, 2018 11:37 (UTC)
Простенькие морские винтовки.... К сожалению, до нашего времени этот редкий тип стрелкового оружия не сохранился...
sasa
14 окт, 2018 18:30 (UTC)
Коротенькие, не простенькие.
Вполне возможно, что флотские экипажи вооружались чем-то своим, карабинообразным, причем не обязательно мосинским - зоопарк винтовок был большой, вплоть до Арисак.
(Анонимно)
14 окт, 2018 14:23 (UTC)
На удивление целомудренный художник рисовал "рынок невольниц". В классической живописи 19 века здесь обычно использовалась обнажённая натура. Кстати, ссылка на "Новую жизнь" фальшивая или настоящая?
poltora_bobra
14 окт, 2018 14:38 (UTC)
Про "Новую жизнь" сказать ничего не могу - у меня ее пока нет.
Но невольничий рынок в Феодосии никем зафиксирован не был - ни белыми, ни красными
(Анонимно)
14 окт, 2018 14:55 (UTC)
Есть на рутрекере. Правда, номеров много. Ниже дал ссылку на дневник Голубцова, который пишет об услышанных в Феодосии слухах.
poltora_bobra
14 окт, 2018 14:56 (UTC)
Пойду искать
(Анонимно)
14 окт, 2018 15:48 (UTC)
Читаю тоже "Новую жизнь" за январь. Есть интересные материалы о вооружённой попытке крымских татар создать Крымскую республику. О Феодосии, пока нашёл:

Новая жизнь. 1918. 18 (31) января. Стр. 3
«Из Феодосии сообщают, что местные татары, исполняя приказания татарского национального конвента, находящегося в Симферополе, оказывают большевистским войскам противодействие силой».

Новая жизнь. 1918. 24 января (6 февраля). Стр. 3
«Феодосия и Ялта находятся в руках большевиков»

То есть, если, действительно, 25 января (7 февраля) "на днях только что была запрещена продажа на базаре женщин", то это результат победы большевиков над татарским национальным конвентом.
poltora_bobra
14 окт, 2018 15:51 (UTC)
Поставил на скачку январь-февраль. Скоро буду читать
(Анонимно)
14 окт, 2018 16:43 (UTC)
Учитывая, что "Огонёк" с рисунком невольничьего рынка вышел 31 марта 1918 года, скачал ещё и март. И кое-что нашёл.

М. Горький. Несвоевременные мысли // Новое время. 1918. 16 марта (3 апреля). С. 1
"...продается все, что можно продать, в Феодосии солдаты даже людьми торгуют: привезли с Кавказа турчанок, армянок, курдок и продают их по 25 руб. за штуку. Это очень «самобытно», и мы можем гордиться – ничего подобного не было даже в эпоху Великой французской революции."

Учитывая, что Горький почему-то решил не приводить дату, особенную важность приобретает свидетельство из дневника священника о том, что подобное происходило вовсе не в марте, а в январе, и было запрещено в то время, когда большевики победили отряды татарских националистов.
poltora_bobra
14 окт, 2018 17:20 (UTC)
Ну, как бы, про рынок, я смотрю, Горький не пишет
(Анонимно)
14 окт, 2018 20:29 (UTC)
Нашёл, наконец, статью, которая вдохновила художника "Огонька".

Новая жизнь. 14 марта (1 апреля). Стр. 4, Стб. 3-4
"Велико было удивление феодосийских граждан, когда на берег, вместе с войсками и их боевым имуществом, стали высаживаться женщины в ярких восточных костюмах. Как выяснилось из разговора с солдатами, женщины эти были приобретены на Кавказском фронте и ныне принадлежат своим хозяевам на праве собственности. Это право владельцы поспешили использовать в самом его первобытном виде. Едва прибыв в Феодосию, они начали открыто продавать своих рабынь. На базаре был открыт специальный невольничий рынок, да с возов и специальных эстрад, для большой наглядности, была открыта торговля невольницами. Цена не превышала 100-150 рублей за рабыню. С прибытием новых партий рабынь цена стала падать и за последние дни рыночная цена рабыни равнялась не более 25-30 руб. Раскупившие привезённых женщин туземцы стали массами предлагать местным жителям и дачникам в качестве наёмной прислуги, с весьма циничной для рабовладельцев оговоркой о взносе наёмной платы исключительно хозяевам."

Сказал бы, что первоапрельская шутка, но тогда бы в следующем номере было бы опровержение. :)

Судя по приведённым ценам: спуск от 150 рублей к 25-30 рублям - речь идёт всё том же слухе, который ещё 25 января записал в дневник Голубцов. То есть, слух шёл до Петрограда почти два месяца, что и запутало Максима Горького.
(Анонимно)
14 окт, 2018 21:39 (UTC)
Ну, и мемуары белоэмигранта Н. Н. Кришевского, в начале 1918 г. жившего в Крыму, но бывавшего, судя по мемуарам, и в Феодосии.

Кришевский Н. Н. В Крыму // Архив русской революции. Т. 13. Берлин, 1924. Стр. 111
"Феодосия жила особой жизнью. Там была большевистская власть, но ее вовсе не признавали солдаты кавказских полков, которые десятками тысяч возвращались с Кавказа на родину и заставляли трепетать не только феодосийские власти, но и грозный Севастополь.
С ними заигрывали, заискивали и всячески стремились скорее их отправить, но обыкновенно они сидели недели по две, пока не распродавали все казенные и награбленные в Трапезунде вещи.
Базар кишмя кишел солдатами, которые продавали все, начиная с лошадей и кончая пулеметами и живыми турчанками, которые были их “женами” и бежали из Трапезунда, боясь мести турок. Турчанки котировались от 200 до 2000 рублей и выше и открыто покупались татарами, чему я лично был свидетель".
(Анонимно)
14 окт, 2018 21:40 (UTC)
///жившего в Крыму/// Т. е., в Керчи.
(Анонимно)
14 окт, 2018 21:48 (UTC)
Оказывается, и Волошин писал в стихотворении "Феодосия" про 25 рублей:

Сей древний град - богоспасаем
(Ему же имя «Богом дан") -
В те дни был социальным раем.
Из дальних черноморских стран
Солдаты навезли товару
И бойко продавали тут
Орехи - сто рублей за пуд,
Турчанок - пятьдесят за пару -
На том же рынке, где рабов
Славянских продавал татарин.
Наш мир культурой не состарен,
И торг рабами вечно нов.
(Анонимно)
14 окт, 2018 21:56 (UTC)
И Волошин же то же самое в прозе

"Молитва о городе (Феодосия весною 1918 года при большевиках)

Социалистический рай начался с продажи рабынь па местном базаре – на том самом месте, где при генуэзцах и турках продавали русских рабов.

Трапезундские солдаты привезли с собою орехи и турчанок. Орехи – 40 р. пуд. Турчанки – 20 р. штука"
(Анонимно)
14 окт, 2018 22:07 (UTC)
И комментарии к этой заметке в книге

М. Волошин. Путник по вселенным. М.: Советская Россия, 1990

Л. И Ремпель свидетельствует: «Феодосия – «проходной двор», через который протекали в центральные области России демобилизуемые и в большинстве случаев деморализованные части войск кавказского фронта. <…> К 24 января в Феодосию прибыли транспорты «Херсон», «Афон» и «Владимир», доставившие до 12 000 солдат 5-го кавказского корпуса. На другой день прибыл румынский крейсер «Принцесса Мария», доставивший в Феодосию новые эшелоны кавказских войск» (Красная гвардия в Крыму: 1917–1918. – Симферополь, 1931.– С. 72–73).

Газета «Вольный Юг» (Севастополь) сообщала 24.1.1918: «Между пр., солдатами привезены сюда с Кавказа турчанки, отставшие после ухода турок и вошедшие в постоянную связь с русскими солдатами… Многим из них нет 15 лет». Л. И. Ремпель в книге «Красная гвардия в Крыму…» подтверждает: «Прибывшие солдаты везли с собой на пароходах разнообразную «добычу» – до молодых турчанок включительно, превращая феодосийский порт в ярмарку».
(Анонимно)
14 окт, 2018 22:38 (UTC)
Интересно, что если очерк "Молитва о городе" (Впервые опубликовано: "Дело" (Одесса) 1919, No 1, 23(10) марта, С. 2.), Волошин снабдил подзаголовком: "Феодосия весною 1918 года при большевиках", то в письме 1918 года дата иная.

М.А. Волошин в письме к Ю. Львовой 19 января: солдаты из Трапезунда «съели весь хлеб, привезли массу орехов, чуму и продают живых турчанок на базаре (по 25 руб.)»

То есть, всё-таки январь, а не "весна". И, очевидно, действительно, торговали на базаре.
(Анонимно)
15 окт, 2018 00:02 (UTC)
Уточнил по собранию сочинений Волошина

Волошин М. Собрание Сочинений. Т. 12. М.: Эллис Лак, 2013

Ю. Ф. Львовой.
"19 января 1918. Коктебель.

Пока живём, ожидая каждый день событий. Феодосия переполнена солдатами из Трапезунта, которые свели весь хлеб, привезли массу орехов, чуму, и продают живых турчанок на базаре (по 25 руб.)." (С. 43)

Комментарий: "15 января 1918 г. из Трапезунда в Феодосию пришёл транспорт с солдатами Кавказского корпуса." (С. 44)

А. М. Петровой.
"19 января 1918 г.

... на Феодосийском базаре, турчанок продают по 25 р. (и как дешёво!)" (С. 50)

Ю. Л. Оболенской

"25 января 1918. Коктебель

Феодосия переполнена солдатами из Трапезунта, их около 10 тыс<яч> сейчас. Они привезли каленые орехи, чуму и турчанок. Рынок очень оживлен: орехи -
40 коп. фунт, турчанки по 25 р. штука. Дешевизна страшная. Сожалею, что не успел купить парочку: при социальном строе необходимо (для биографии). Продают прямо на базаре против мужской гимназии, как в генуэзские и турецкие времена русских рабов". (С. 62)

Е. П. Орловой

"26 января 1918. Коктебель.

...солдаты из Трапезунта, учреждают немедленный и обязательный рай на земле, продают турчанок на базаре (по 25 р.)." (С. 70)

А. Н. Ивановой

30 янв. 1918 г. Коктебель

"Кругом идет: междоусобная война с татарами, крестьян с помещиками, солдат с красногвардейцами, Трапезунцев с Крымцами... Феодосия наводнена Трапезундскими войсками, продающими на базаре казенные вещи, орехи и турчанок (по 25 р.). Всё это захлестывает время от времени в Коктебель." (С. 72)


После этого тема исчезает из писем Волошина навсегда. Следовательно, с завершением "междоусобной войны" был наведён порядок и в Феодосии.
poliva
14 окт, 2018 14:30 (UTC)
Да уж
(Анонимно)
14 окт, 2018 14:33 (UTC)
На первой картинкО с одного из умученно-утопленных книго-пианиновладельцев "колеса" (то бишь, шузы) не сняты. В это поверить ну НИКАК невозможно. В 1918 г. даже самому великомученику Государю-Императору в екатеринбургском подвале приказали перед расстрелом: "Сымай сапоги!" (отец дмитрийсмирноффф с разными никитмихалковыми и прочими поцнерами не дадут соврать).
leon_spb67
14 окт, 2018 14:38 (UTC)
Верхняя картинка - великолепна!
(Анонимно)
14 окт, 2018 14:53 (UTC)
Вот, в сети наткнулся на

ДНЕВНИК настоятеля Сухумского кафедрального собора протоиерея Георгия Голубцова. 16/29 января — 5/18 апреля 1918 года. Сухум — Москва — Сухум. Поездка на Всероссийский церковный Московский собор // Исторический Архив. 1994. № 5. Стр. 181 (запись от 25 января / 7 февраля)


"В Феодосии мне рассказывали совершенно невероятные вещи: будто бы еще на днях только что была запрещена продажа на базаре женщин, которых возвращавшиеся с малоазийского фронта солдаты захватили с собою из Турции, и торговля шла настолько успешно, а подвоз невольниц был так интенсивен, что цена рабыни упала с 150 до 30 и даже 25 рублей."

Надо бы проверить, не публиковался ли Голубцов в "Новой жизни".
(Анонимно)
14 окт, 2018 17:04 (UTC)
кацапы
voron_degtyarsk
14 окт, 2018 17:58 (UTC)
Знакомый стиль материалом!) Начало 90х, газеты были просто переполнены этим. Впрочем... и сейчас некоторые блоги...
( 25 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

poltora_bobra
poltora_bobra

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner