С каких это пор мы стали слепо доверять ответам из архива НКВД-КГБ-ФСБ, что там нет никаких документов, подтверждающих существование диверсионной школы в Казахстане в 1943 году, где готовили «смертников» из числа подростков-уголовников, чтобы заслать их в тыл врага, а всё подобное было, наоборот, у немцев, которые отправляли несовершеннолетних за линию фронта для проведения подрывных работ?! (Книга кинорецензий «3500», Сергей Кудрявцев)
Фильм о том, на что пошли наши власти, загоняя малолетних уголовников в жесточайшие условия. Не хочется разбирать все по полочкам, увы. Это все останется историей, за которую лично мне очень стыдно. (Из рецензии на kinopoisk.ru)
Фильм о том что ради победы шли на любые жертвы, и не считались ни с чем. Да победа была нужна, да ради нее шли на многое… По сути дела фильм делает намек на то, что эти самые пионеры-герои мученики которым поставили выбор — либо расстрел, либо подвиг в тылу у фашистов. (Из рецензии на kinopoisk.ru)
И таки да. Ведь всё снято на реальных событиях. Почему режиссёр Александр Атанесян включил заднюю? Стоило показать архивные материалы - и он уже на коне шашкой бы махал. Вот постеснялся - и дураком выставился.
Ну, да ладно, я за него покажу - так и было: облава и - на фронт.
"Заря" № 14, 1944 г.
Journal information