?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 Читая "ужасы" крестьянской жизни до революции, вроде приведенного мною отрывка, многие могут сказать, что это большевистская агитация. Жизнь крестьян при царе была совем другой

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть такие заявления, необходимо представлять свидетельства современников. 
Свидетелем жизни дореволюционных крестьян в данном посте является граф Л.Н. Толстой (из Полного собрания сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 29)


В первой деревне, в которую я приехал, - Малой Губаревке, на 10 дворов было 4 коровы и 2 лошади; два семейства побирались, и нищета всех жителей была страшная.
Таково же почти, хотя и несколько лучше, положение деревень: Большой Губаревки, Мацнева, Протасова, Чапкина, Кукуевки, Гущина, Хмелинок, Шеломова, Лопашина, Сидорова, Михайлова Брода, Бобрика, двух Каменок. 
Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка - пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, - и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить.
Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи. Деревня эта состоит, так же как и Губаревка, из 10 дворов. На десять дворов здесь четыре лошади и четыре коровы; овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им. "Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали", -- говорят бабы. "А то просят папки (хлеба), а дать нечего, так и заснет не ужинаючи".
Я знаю, что тут есть доля преувеличения, но то, что говорит тут же мужик в кафтане с прорванным плечом, уже наверное не преувеличение, а действительность. 
 
"Хоть бы двоих, троих с хлеба спихнуть, -- говорит он. -- А то вот свез в город последнюю свитку (шуба уж давно там), привез три пудика на восемь человек -- надолго ли! А там уж и не знаю, что везти..."
Я попросил разменять мне три рубля. Во всей деревне не нашлось и рубля денег.

Есть статистические исследования, по которым видно, что русские люди вообще недоедают на 30% того, что нужно человеку для нормального питания; кроме этого, есть сведения о том, что молодые люди черноземной полосы последние 20 лет всё меньше и меньше удовлетворяют требованиям хорошего сложения для воинской повинности; всеобщая же перепись показала, что прирост населения, 20 лет тому назад, бывши самым большим в земледельческой полосе, всё уменьшаясь и уменьшаясь, дошел в настоящее время до нуля в этих губерниях.

26-го мая 1898.

 

 Нищета же в этой деревне, положение построек (половина деревни сгорела прошлого года), одежд женщин и детей и отсутствие всякого хлеба, кроме как у двух дворов, ужасно. Большей частью испекли последний раз хлебы с лебедой и доедают их -- осталось на неделю или около того. Вот деревня Крапивенского уезда. Дворов 57, из них в 15-ти хлеба и картофеля, рассчитывая на проданный овес купить ржи, хватит средним числом до ноября. Овса многие совсем не сеяли за неимением семян прошлого года. 20 дворам хватит до февраля. Все едят очень дурной хлеб с лебедой. Остальные прокормятся.
Распродается и отдается задаром весь скот и ожигаются постройки на топливо, мужики сами поджигают свои дворы, чтобы получить страховые. Уже были случаи голодной смерти.

 Здесь [в деревне Богородицкого уезда] положение бедствующих уже в прежние года, не сеявших овес, опустившихся дворов еще хуже. Здесь доедают уже последнее. Уже теперь нечего есть, и в одной деревне, к[оторую] я осматривал, половина дворов уехала на лошадях в даль побираться. Точно так же же у богатых, составляющих везде около 20%, много овса и других ресурсов, но кроме того в этой деревне живут безземельные солдатские дети. Целая слободка этих жителей не имеет земли и всегда бедствует, теперь же находится при дорогом хлебе и при скупой подаче милостыни в страшной, ужасающей нищете.

 Из избушки, около которой мы остановились, вышла оборванная грязная женщина и подошла к кучке чего-то, лежащего на выгоне и покрытого разорванным и просетившимся везде кафтаном. Это один из ее 5-х детей. Трехлетняя девочка больна в сильнейшем жару чем-то в роде инфлуэнцы. Не то что об лечении нет речи, но нет другой пищи, кроме корок хлеба, которые мать принесла вчера, бросив детей и сбегав с сумкой за побором. И нет более удобного места для больной, как здесь на выгоне в конце сентября, потому что в избушке с разваленной печью хаос и ребята. Муж этой женщины ушел с весны и не воротился. Таковы приблизительно многие из этих семей. Но и у наделенных землей крестьян, принадлежащих к разряду опустившихся, не лучше.

Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа.

Прежде всего он -- и это знает всякий мужик-- он
1) от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом. 
2) от фабрик и заводов с теми законами, при которых ограждается капиталист, но не ограждается рабочий.
3) от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками. 
4) от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их.
5) от чиновников, угнетающих народ.
6) от податей.
7) от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.

1892.

 

Заработная плата доведена до минимума. Полная обработка десятины, начиная от первой пахоты и кончая свозом скошенного и связанного хлеба на помещичье гумно, стоит 4 р. за десятину в 2400 кв. саж. и 6 руб. за десятину в 3200 кв. саж. Поденная плата от 10--15 коп. в сутки.
Чем дальше в глубь Богородицкого уезда и ближе к Ефремовскому, тем положение хуже и хуже. На гумнах хлеба или соломы все меньше и меньше, и плохих дворов все больше и больше. На границе Ефремовского и Богородицкого уездов положение худо в особенности потому, что при всех тех же невзгодах, как и в Крапивенском и Богородицком уездах, при еще большей редкости лесов, не родился картофель. На лучших землях не родилось почти ничего, только воротились семена. Хлеб почти у всех с лебедой. Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, которое обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она не съедобна.
 
Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют.
Подхожу к краю деревни на этой стороне. Первая изба -- не изба, а четыре каменные, серого камня, смазанные на глине стены, прикрытые потолочинами, на которых навалена картофельная ботва. Двора нет. Это жилье первой семьи. Тут же, спереди этого жилища, стоит телега, без колес, и не за двором, где обыкновенно бывает гумно, а тут же перед избой расчищенное местечко, ток, на котором только что обмолотили и извеяли овес. Длинный мужик в лаптях лопатой и руками насыпает из вороха в плетеную севалку чисто отвеянный овес, босая баба лет 50-ти, в грязной, черной, вырванной в боку рубахе, носит эти севалки, ссыпает в телегу без колес и считает. К бабе жмется, мешая ей, в одной серой от грязи рубахе, растрепанная девочка лет семи. Мужик -- кум бабе, он пришел помочь ей извеять и убрать овес. Баба -- вдова, муж ее умер второй год, а сын в солдатах на осеннем ученье, невестка в избе с двумя своими малыми детьми: один грудной, на руках, другой лет двух сидит на лавке.
Весь урожай настоящего года -- в овсе, который уберется весь в телегу, четверти четыре. От ржи, за посевом, остался аккуратно прибранным в пуньке мешок с лебедой, пуда в три. Ни проса, ни гречи, ни чечевицы, ни картошек не сеяли и не садили. Хлеб испекли с лебедой -- такой дурной, что есть нельзя, и в нынешний день баба утром сходила побираться в деревню, верст за восемь. В деревне этой праздник, и она набрала фунтов пять кусочков без лебеды пирога, которые она показывала мне. В лукошке было набрано корок и кусочков в ладонь, фунта 4. Вот все имущество и все видимые средства пропитания.
Другая изба такая же, только немного лучше покрыта и есть дворишко. Урожай ржи такой же. Такой же мешок лебеды стоит в сенях и представляет амбары с запасами. Овса в этом дворе не сеяли, так как не было семян весной; картофелю три четверти, и есть пшена две меры. Рожь, какая осталась от выдачи на семена, баба испекла пополам с лебедой и теперь доедают. Осталось полторы ковриги. У бабы четверо детей и муж. Мужа в то время, как я был в избе, не было дома, -- он клал избу, каменную на глине у соседа-мужика через двор. 
Третья изба такая же, как и первая, без двора и крыши, положение такое же.
 
Бедность всех трех семей, живущих тут, такая же полная, как и в первых дворах. Ржи ни у кого нет. У кого пшенца пуда два, у кого картошек недели на две. Хлеб, испеченный с лебедой из ржи, выданной на семена, у всех есть еще, но хватит не надолго.
 
Народ почти весь дома: кто мажет избу, кто перекладывает, кто сидит, ничего не делая. Обмолочено все, картофель выкопан.
 
 Такова вся деревня в 30 дворов, за исключением двух семей, которые зажиточны.

1891

У С.Г. Кара-Мурзы в книге "Советская цивилизация" тоже есть свидетельства современников:

«Ученый-химик и агроном А.Н.Энгельгардт, который работал в деревне и оставил подробнейшее фундаментальное исследование «Письма из деревни»: 

«В статье П.Е.Пудовикова «Хлебные избытки и народное продовольствие» в журнале «Отечественные записки» 1879, № 10 автор, на основании статистических данных, доказывал, что мы продаем хлеб не от избытка, что мы продаем за границу наш насущный хлеб, необходимый для собственного нашего пропитания... Многих поразил этот вывод, многие не хотели верить, заподозревали верность цифр, верность сведений об урожаях, собираемых волостными правлениями и земскими управами... Тому, кто знает деревню, кто знает положение и быт крестьян, тому не нужны статистические данные и вычисления, чтобы знать, что мы продаем хлеб за границу не от избытка... В человеке из интеллигентного класса такое сомнение понятно, потому что просто не верится, как это так люди живут, не евши. А между тем это действительно так. Не то, чтобы совсем не евши были, а недоедают , живут впроголодь, питаются всякой дрянью. Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не будут есть всякую дрянь... Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает. Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец-земледелец сам есть отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом или папушником с патокой. Наш же мужик-земледелец есть самый плохой ржаной хлеб с костерем, сивцом, пушниной, хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят, да и батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку – соси».

Надо отметить, что достоверная информация о реальной жизни крестьян доходила до общества от военных. Они первыми забили тревогу из-за того, что наступление капитализма привело к резкому ухудшению питания, а затем и здоровья призывников в армию из крестьян. Будущий главнокомандующий генерал В.Гурко привел данные с 1871 по 1901 г. и сообщил, что 40% крестьянских парней впервые в жизни пробуют мясо в армии. Генерал А.Д.Нечволодов в известной книге От разорения к достатку (1906) приводит данные из статьи академика Тарханова Нужды народного питания в Литературном медицинском журнале (март 1906), согласно которым русские крестьяне в среднем на душу населения потребляли продовольствия на 20,44 руб. в год, а английские на 101,25 руб.»

А можете читать и такие свидетельства, если нравится, а выводы потом делайте сами:

До революции и до коллективизации тот хорошо жил, кто хорошо работал. Лодыри жили в бедности и нищете. На всю нашу деревню из 50 дворов был только один пьяница и дебошир. Он был сапожником.

Крестьянин всегда был сыт, обут и одет. А как иначе? Он же жил своим трудом.
Бедняками у нас были те, кто слабо вел свое хозяйство. В основном это была всякая пьянь, которая не хотела работать. Лентяи, одним словом!

Каждый хороший хозяин имел книгу ведения хозяйства, в которой учитывались все доходы и расходы. Вырученную прибыль крестьянин мог вложить в крестьянские банки, чтобы затем получать от неё проценты.

Старики и старушки с которыми доводилось общаться, рассказывали о прекрасной жизни в деревне перед 1914 годом, соблюдались все православные праздники,т.е. были выходные, еле досыта, одевались хорошо, ко всему тому могу добавить , что так называемых батраков никто не помнил, а помнили о прислугах у богатых, в прислуги попасть было трудно и т.д. Т.е. цифры ,цифрами , а живое общение как то всегда показывает другую картину. Жизнь в деревне осложнялась лишь при непогоде (засуха и т.д.), в этом случае действительно подавались в город на зароботки, может и написано эта статья на основании одного из не очень хороших погодных периодов...

 Традиционно Россия являлась крупнейшей сельскохозяйственной страной мира и своими продуктами снабжала государства Европы.







 

Метки:

Если историю нельзя писать пером, ее следует писать штыком

Рейтинг блогов
Рейтинг блогов
Рейтинг блогов
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 49 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
(без темы) - alexius_rts - 27 июн, 2010 10:11 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
13 фев, 2011 22:40 (UTC)
golubevod
Все хорошо расписано!
motopolis - (Анонимно) - 16 фев, 2011 12:40 (UTC) - Развернуть
yuss
27 июн, 2010 10:40 (UTC)
Россия ,которую ОНИ
потеряли
mobyddick
27 июн, 2010 11:12 (UTC)
Не оспаривая данные из статьи, для справедливости следует сказать, что исследования Энгельгарда и Нечволодова проводилось по заказу Царя. Т.е. эту проблему понимали и мириться с ней не собирались.

Другой вопрос, что и не справились, но на это есть причины.

Это я не к тому, что "хруст французской булки" и т.д.
poltora_bobra
27 июн, 2010 15:21 (UTC)
Никто не утверждает, что вопрос умалчивался, но особо и не решался. Недоедим, но вывезем
(без темы) - mobyddick - 27 июн, 2010 22:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - poltora_bobra - 28 июн, 2010 06:12 (UTC) - Развернуть
reaktivny_puz
27 июн, 2010 11:24 (UTC)
Русское было просто работать не умело. Да и сейчас не умеет. Как бухало и засирало всё кругом, так и сейчас тем же занимается.


prishvin
27 июн, 2010 12:35 (UTC)
Белорусское быДло даже слово "быдло" без ошибок написать не может, а делает глубоко идущие выводы.
(без темы) - reaktivny_puz - 27 июн, 2010 13:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - prishvin - 27 июн, 2010 13:13 (UTC) - Развернуть
паранойя - (Анонимно) - 28 дек, 2015 12:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sk_4 - 28 июн, 2010 08:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - poltora_bobra - 27 июн, 2010 15:23 (UTC) - Развернуть
deadmanru
27 июн, 2010 16:31 (UTC)
>40% крестьянских парней впервые в жизни пробуют мясо в армии.

Можно подумать в колхозе они каждый день мясо ели. За трудодень давали столько зерна, сколько курица в птичнике получала.
И вертись как хочешь.
Ой, как бы я хотел вас отправить в деревню во время коллективизации жить.
kurkul_xl
27 июн, 2010 17:08 (UTC)
<Ой, как бы я хотел вас отправить в деревню во время коллективизации жить>

какую должность сейчас занимаете? рискнете занять аналогичную в начале 30-x ?

+ за один день можно было заработать больше чем один трудодень.до 10-15
(без темы) - deadmanru - 27 июн, 2010 17:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kurkul_xl - 27 июн, 2010 17:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - poltora_bobra - 27 июн, 2010 17:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - poltora_bobra - 27 июн, 2010 17:53 (UTC) - Развернуть
gastrit_batyr
27 июн, 2010 19:10 (UTC)
на самом деле , где где а в черноземье, если ты не бухарь и не пидор, а нормальный крестьянин, то никто никогда не голодал, у меня родственники жили в соседнем с описываемыми уездами. Так вот не жировали конечно, но хлебушка с хуйней не хавали. Да и везде так было,да и сейчас так есть
kurkul_xl
27 июн, 2010 21:17 (UTC)
<на самом деле , где где а в черноземье, если ты не бухарь и не пидор, а нормальный крестьянин, то никто никогда не голодал, у меня родственники жили в соседнем с описываемыми уездами. Так вот не жировали конечно, но хлебушка с хуйней не хавали. Да и везде так было,да и сейчас так есть>

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Stat/36.php
почитай таблицы 3-4
0,3 пуда мяса в год(в переводе на говядину) - обожраться можно:) и это в самые благополучные годы.
(без темы) - gastrit_batyr - 28 июн, 2010 05:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - poltora_bobra - 28 июн, 2010 05:52 (UTC) - Развернуть
whoiskto
27 июн, 2010 20:35 (UTC)
картошка и молоко натуральное,но ведь какие силы были у народа и как долго жили!
Не то,что сейчас,сплошная химия и рак до 40 лет у многих!
Растительная пища даёт здоровье!
poltora_bobra
28 июн, 2010 06:03 (UTC)
Долго жили те, кто выживали. По переписи 1897 г. средняя продолжительность жизни в России - 32 года
(без темы) - tar_s - 8 фев, 2012 08:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - poltora_bobra - 8 фев, 2012 17:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tar_s - 8 фев, 2012 17:46 (UTC) - Развернуть
Детская смертность - (Анонимно) - 28 дек, 2015 12:25 (UTC) - Развернуть
hleg
27 июн, 2010 21:18 (UTC)
С Гурко не понятно. Если правильно помню, и у Кара-Мурзы прямой ссылки не стоит - где сказал, когда.
poltora_bobra
28 июн, 2010 06:05 (UTC)
У Кара-Мурзы ссылки нет. Если найти этот доклад - это можно уже исследование писать
hleg
27 июн, 2010 21:25 (UTC)
Если не видели - гляньте по голодомору вот это:
http://andrews-answer.livejournal.com/871773.html
(версия массовых отравлений, по ссылке краткий пересказ и ссылка на первоисточник)
и комментарий человека, поначалу эту версию категорически отрицавшего:
http://www.neonomad.kz/history/h_kaz/index.php?ELEMENT_ID=4636

Это к вопросу о коллективизации, кмк, хорошо подходит.
poltora_bobra
28 июн, 2010 06:07 (UTC)
Да, я читал. И в журнале у себя ссылку на этот тест делал. Для меня это была неожиданная версия, но, во всяком случае, исследована она неплохо
(без темы) - poltora_bobra - 28 июн, 2010 06:09 (UTC) - Развернуть
hleg
27 июн, 2010 21:29 (UTC)
Вот тут еще хорошо разобрано: Никита Мендкович, историк. НАРОДНОЕ ПИТАНИЕ И КРАХ РОССИЙСКОЙ МОНАРХИИ В 1917г.

А вот еще картинка в тему хорошая, 1905-го года:

poltora_bobra
28 июн, 2010 06:10 (UTC)
Да, Мендковича тоже читал. Хорошая статья. А как картинку перевести?
(без темы) - hleg - 28 июн, 2010 12:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - poltora_bobra - 28 июн, 2010 12:22 (UTC) - Развернуть
xeus_top_98
28 июн, 2010 09:15 (UTC)
Вы попали в Топ-30 Зиуса!
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Зиус поздравляет вас, и желает вам хорошего весеннего настроения!
(Удалённый комментарий)
poltora_bobra
29 июн, 2010 08:16 (UTC)
Это причем данные, так сказать, центральной России. А что творилось на окраинах?
donetaum
27 сент, 2010 09:31 (UTC)
Пишу как управляющий мебельного предприятия и хочется отметить мы уже много лет ведущие специалисты в области изготовления дверей из массива, у нас даже заказывали продукцию на дачу известные певцы.
(Анонимно)
10 апр, 2011 08:39 (UTC)
Прикольный сайт! Все умно сделано.
Можно и по этому вопросу, ведь только в споре может быть достигнута истина. :)

Прикольный сайт! Все хорошо сделано.
(Анонимно)
1 июн, 2011 03:50 (UTC)
Лучший фильм на ваше мнение ?
Лучшее кино на твое мнение ?


Участники сообщества poltora-bobra.livejournal.com поделитесь

Мой - Побег из Шоушенка
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 49 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

poltora_bobra
poltora_bobra

Latest Month

Декабрь 2020
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Комментарии

  • 4 дек 2020, 14:02
    я таких работяг пиздил в 90-е в составе ОПГ. вот и тебе бы вырезать глаз и яйцо и трахнуть туда...
  • 4 дек 2020, 12:06
    шофером,но почему-то не колхозным шофером,тоже показатель
  • 4 дек 2020, 10:05
    Только вот члены артелей не считались работающими по найму, потому-то на них и не распространялось. А вот если артель нанимала работников, то на этих работниколв КЗОТ распространялся.
  • 4 дек 2020, 09:39
    КЗОТ РСФСР 1971 не распространял действие трудового законодательства только на КОЛХОЗЫ. Устанавливая для них нормы законодательства СССР, РСФСР о колхозах.
    На описанный момент действовал КЗОТ РСФСР…
  • 3 дек 2020, 19:03
    Современный знают не только лишь все
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner