?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Советская власть в первые месяцы своего существования приняла законы о свободе совести и верований, и отделила церковь от государства и школу от церкви (декреты от 16 и 18 декабря 1917 г. и 20 января 1918 г.). Религия была признана частным делом граждан, церковь потеряла право участия в государственной деятельности. Преподавание закона божьего в школах отменялось. Устанавливался гражданский брак и развод по суду. Церковная собственность, в том числе крупные монастырские поместья, объявлялась народным достоянием. Эти декреты лишали православную церковь положения государственного института и в значительной степени подрывали источники ее доходов.
Реакционные церковники с ожесточением выступили как против этих, так и других декретов Советского правительства. Только от имени Всероссийского священного собора патриарх Тихон подписал 16 антисоветских посланий и воззваний к духовенству и верующим.
19 января 1918 г. патриарх Тихон выступал с посланием к верующим, в котором призвал «стать на защиту церковного достояния» и «если нужно будет, и пострадать за дело Христовой веры». Предавая анафеме Советскую власть, он приказывал:
«А вы, братия архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном деланьи, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых прав церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов».


Не было ни одного крупного антисоветского заговора, в котором бы не участвовали реакционные церковники. Как установлено при расследовании заговора Локкарта, Тихон дал дипломатическим заговорщикам стран Антанты «благословение» на совершение антисоветского переворота в России и собирался во имя успеха дела отслужить всенародный молебен. Из книги сына английского «дипломата» Локкарта мы узнаем, что в августе 1918 г. английские разведчики Сидней Рейли и Хилл передали патриарху Тихону 5 миллионов рублей из средств, собранных Локкартом для финансирования русской антисоветчины. Патриарх был связан с Колчаком и Деникиным, с лидерами «Национального центра».

Уфимский епископ Борис (Шипулин) во время торжественной встречи Колчака в Пермском кафедральном соборе обратился к нему с речью как к «освободителю от большевиков», призывал население жертвовать на армию Колчака и бороться с Советской властью. Екатеринбургский и Ирбитский архиепископ Григорий (Яцковский) и другие «отцы церкви» также помогали Колчаку. В ряде мест в Сибири реакционные церковники формировали из монахов и религиозных фанатиков-мирян вооруженные отряды, так называемые «иисусовы полки», «дружины святого креста», для борьбы против Советской власти.

В ноябре 1918 г. в Томске состоялось Сибирское церковное совещание, в котором участвовали 39 высших иерархов православной церкви и монархистские деятели. Совещание образовало «для управления епархиями Сибири, Приуралья и другими освобожденными от советско-большевистской власти частями России» высшее временное церковное управление, главою которого был избран омский архиепископ Сильвестр. Совещание издало обращение с призывом к поддержке правительства Колчака и к борьбе с Советской властью. Избранное церковное управление и ее местный довольно мощный аппарат состояли на содержании колчаковского правительства.

В Ставрополе по инициативе Деникина в мае 1919 г. церковниками был созван Юго-восточный поместный собор русской православной церкви, который избрал Высшее церковное управление Юго-Востока России, состоявшее из реакционных деятелей (архиепископа донского и новочеркасского Митрофана и других). Церковное управление южных губерний было откровенно политическим органом борьбы с большевизмом и Советской властью. Оно определяло роль церкви так: «Гидра большевизма и после всех ударов, нанесенных ей нашими доблестными армиями с их беспримерными вождями-патриотами христианами, стоит еще с поднятой головой… Церковь должна поднять и крест и палицу свою против этой гидры, как подняла бы она все оружие свое против антихриста».

При штабе Деникина было образовано церковное ведомство, которым руководил бывший протопресвитер царской армии Георгий Шавельский. Это ведомство «воодушевляло» солдат на борьбу с Советской властью и вело слежку за ними. На Юго-Востоке России при деникинщине отличился воинствующий священник Владимир Востоков, организовавший так называемое «Братство животворящего креста» – дружины для борьбы с Советской властью. На Украине действовал известный монархист митрополит Антоний (Храповицкий) – один из лидеров «Союза русского народа».

Уважая религиозные чувства части народа, Советское правительство до поры не применяло репрессий по делам о противодействии декрету об отделении церкви от государства. Лишь в случаях серьезных беспорядков революционные трибуналы наказывали зачинщиков. Что же касается темных, спровоцированных на выступления людей, трибуналы ограничивались минимальными наказаниями и условным осуждением. Всероссийская чрезвычайная комиссия 11 июня 1918 г. оповещала население: «…ни один священник, епископ и т. д. не был и никогда не будет арестован только за то, что он духовное лицо; те же, кто ведет контрреволюционную деятельность, независимо от своей принадлежности к духовному званию, будут привлекаться к ответственности, но не за религиозную, а за антиправительственную деятельность».

Примером карательной линии органов советского правосудия в такого рода делах может послужить приговор Новгородского губернского революционного трибунала от 12 февраля 1921 г. по делу митрополита новгородского и старорусского Арсения (А. Г. Стадницкого), епископа Алексия (С. В. Симанского) и других, обвиняемых в систематическом нарушении декрета об отделении церкви от государства. Суд признал установленным, что, несмотря на запрещение, церковники обложили все население губернии, в том числе и детей, подушным сбором на епархиальные учреждения, требовали, чтобы трудовые артели точно исполняли монастырский устав, подчинялись во всем настоятелям монастырей, рассылали указы касательно бракоразводного процесса, в «Епархиальных ведомостях» помещали статьи явно контрреволюционного характера, доходящие порой до призыва к восстанию. Признав, что все эти преступления производились под руководством митрополита Арсения, епископа Алексия и других священнослужителей, губернский революционный трибунал приговорил всех этих лиц к условному наказанию.
(Прим. Русская православная церковь за границей причислила владыку Арсения к лику святых.)

28 февраля 1922 г. патриарх Тихон (В. И. Белавин) и состоявшие при нем члены Священного синода русской православной церкви призвали верующих к сопротивлению представителям Советской власти при изъятии церковных ценностей для помощи голодающим. 






А вам ничего не напоминают строки, написанные 82 года назад?


Кстати, весьма интересен момент, что в разгар антирелигиозной борьбы в СССР существующие секты молокан издавали свой журнал....
(В посте был также использован материал из книги Д. Л. Голинкова "Правда о врагах народа")



Если историю нельзя писать пером, ее следует писать штыком

Рейтинг блогов
Рейтинг блогов
Рейтинг блогов
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
v_och
27 июн, 2010 23:23 (UTC)
А как Церковь должна была относиться к воинствующим безбожникам?
Об уважении к религиозным чувствам части населения - это забавно. Какой части? Той, что больше половины?

Ленин, Троцкий, Свердлов деликатно относились к христианству - это смешно.

А с какой стати Церковь должна была встать под красные знамена? Большевики власть захватили, но это ведь не значит, что их тут же должны были признать. Разобраться в той ситуации было сложно, и Троцкий выглядел явным антихристом.

Не забывайте, что вначале власть большевиков держалась на латышских и китайских штыках. А указ Свердлова о разказачивании, помните? И что Церковь должна была это поддерживать?

А насчет голодающих Поволжья вообще стыдно: если бы хотели их накормить, то только драгоценностей, изъятых в Питере и Москве, принадлежащих царской семье хватило бы, чтобы их накормить.

И не надо выдавать репрессии, как ответ на противодействия священников. С самого начала большевики стали церкви осквернять.

А в 1937 году - тоже церковники в заговорах состояли? Да нет, просто по переписи 1936 года едва ли не треть граждан (это в тех условиях) не побоялась назвать себя провославными. После чего гонения на Церковь начались с новой силой, и сотни священников были расстреляны, тысячи в лагерь были посажены ни за что.
rkkawarrior
28 июн, 2010 05:46 (UTC)
=А как Церковь должна была относиться к воинствующим безбожникам?=

А как "воинствующие безбожники" должны были относиться к организации, которая забыла своё истинное предназначение и тупо служило богатым хозяевам за бабло и откровенно наживалась на страданиях народа?

=Об уважении к религиозным чувствам части населения - это забавно. Какой части? Той, что больше половины?=

На деле большевики ничего не имели против религии. Они боролись с церковью как политической организацией.

=Ленин, Троцкий, Свердлов деликатно относились к христианству - это смешно.=

Ребята просто на тот момент (1918 - 1919 гг) ещё в демократию не наигрались.

=А с какой стати Церковь должна была встать под красные знамена?=

То есть интересы простого народа она отстаивать не должна?

=Троцкий выглядел явным антихристом. =

По сравнению с кал-чаком, семёновым, деникиным и красновым он просто пацифист.

=Не забывайте, что вначале власть большевиков держалась на латышских и китайских штыках. =

Не забывайте, что власть белогвардейцев держалась на английских, французских, американских и отчасти на немецких деньгах и войсках.

=А указ Свердлова о разказачивании, помните?=

А колчаковско-семёновские расстрелы по подозрению в симпатии большевикам помните?

=И что Церковь должна была это поддерживать?=

А церковь разве не должна поддерживать простой народ, а не класс господ?

=А насчет голодающих Поволжья вообще стыдно: если бы хотели их накормить, то только драгоценностей, изъятых в Питере и Москве, принадлежащих царской семье хватило бы, чтобы их накормить.=

Ну да, других статей расхода, по-важнее, в стране не было...

=И не надо выдавать репрессии, как ответ на противодействия священников. С самого начала большевики стали церкви осквернять.=

Не путайте государственную политику с революционной деятельностью масс. Вертикаль власти ещё не была отстроена на тот момент, а обиды со стороны церкви народ помнил ещё очень хорошо.

=А в 1937 году - тоже церковники в заговорах состояли? Да нет, просто по переписи 1936 года едва ли не треть граждан (это в тех условиях) не побоялась назвать себя провославными. После чего гонения на Церковь начались с новой силой, и сотни священников были расстреляны, тысячи в лагерь были посажены ни за что. =

Ага, ни за что. Ну совсем без причин! Чисто по-прихоти! Ну действительно, разве можно назвать мошенничеством "чудо" в виде плачущей елеем иконы, с целью увеличения сбора пожертвований? Ну разве можно назвать вредительством совместные с кулачьём призывы к срыву хлебозаготовок, которые (призывы) вызовут голод в городах? А укрывательство кулацких подпевал после диверсий на колхозных полях - разве не благодетель? А проповеди о "богомерзких таркторах" - это разве преступление? А распространение слухов про "...под большевиками дети будут общие, бабы будут общие..." - это, конечно же, не подрывная работа? А никогда не пустующая висилица в Царицыне напротив главного собора - это в порядке вещей и по-божески?
poltora_bobra
28 июн, 2010 06:19 (UTC)
Да, я помню, что "расказачивание" красных казаков начал атаман Краснов в мае 1918-го за год до "расказачивания" белых казаков. И церковь ничего против не говорила. Вы намеренно умалчиваете этот факт или вы просто не знакомы с историей?
mobyddick
27 июн, 2010 23:29 (UTC)
всё так, только это не были "реакционные церковники" а вполне революционное , которое с радостью поддержало в большинстве своём февральскую революцию и отреклась от Царя.
poltora_bobra
28 июн, 2010 06:21 (UTC)
Здесь, быстрей всего, речь идет не о поддержке церковниками царизма, а капитализма
mobyddick
28 июн, 2010 06:29 (UTC)
да вы правы, к сожелению, большинство духовенство поддержало именно капитализм, а не Царя. Ещё более грустная картина, что уже в новое время их всех одним чохом записали в статус мученников. Не смотря ни их а) предательства царя б) зачастую антигосударственную деятельность против СССР
poltora_bobra
28 июн, 2010 06:30 (UTC)
А царя тогда предали все, кому не лень
mobyddick
28 июн, 2010 06:32 (UTC)
Из ближайшего окружения да большинство.

sk_4
28 июн, 2010 08:26 (UTC)
Для объективности нужно отметить, что царь ведь тоже как бы предал: "от трона отрёкся, как роту сдал". Классический пример полной деградации государственности: царь не нужен элите, элита -царю, а они вместе - народу.
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

poltora_bobra
poltora_bobra

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner